Выпускники Физтеха запустили уникальную онлайн-платформу INEXSY для решения проблем научных журналов и ученых всего мира. О новом проекте редакции «За науку» рассказал его автор и руководитель, выпускник МФТИ (ФУПМ — 1987) Дмитрий Брагин.
— Расскажите, о чем ваш проект и какие проблемы он решает?
— В современном мире научных журнальных публикаций и обмена информацией о результатах новых исследований существует немало проблем. Наш проект нацелен на решение некоторых из них.
Мы не принимаем полные тексты рукописей и статей, а только их аннотации и только на английском языке, хотя полный текст рукописи или статьи может быть на любом языке. Наш ресурс не является сервером препринтов или очередной социальной сетью. В отличие от них, функционал нашего сайта разработан для решения конкретных практических задач пользователей — ученых и научных журналов. Первая версия нашего проекта решает, условно говоря, пока три проблемы (задачи).
Первая проблема. В настоящее время о результатах научных исследований мировое научное сообщество узнает не сразу, а лишь через несколько месяцев после их публикации в виде статей в журналах. Время публикации научной статьи от подачи рукописи в редакцию журнала до выхода ее в свет составляет, в зависимости от издания и научной области, от трех до двенадцати месяцев. В биомедицине, например, этот срок ближе к нижней границе указанного диапазона, а в математике и физике — к верхней.
Решением этой проблемы могли бы быть препринты, но большинство авторов неохотно их публикуют по ряду причин (боязнь плагиата и / или утраты приоритета, копирайт-политика некоторых журналов, нехватка времени и прочее), поэтому препринты составляют около 5% от всех научных публикаций в мире, хотя в последние годы наметился рост их числа. Таким образом, 95% новых результатов исследований ученые узнают с большим опозданием — от трех месяцев до года.
Для решения этой проблемы мы решили создать ресурс, на котором ученые из любой страны могут публиковать информацию о новых результатах своих исследований в краткой форме (абстракт, краткий отчет, презентация, анонс и другое), без выкладки полного текста рукописей в открытый доступ. Это можно интерпретировать как своего рода новостную ленту последних научных результатов со всего мира, структурированную по всем областям науки. Конечно, абстракт не может заменить полнотекстовую отрецензированную статью (хотя и такие статьи не всегда содержат достоверные данные – не будем здесь останавливаться на этой проблеме), поэтому идея состоит в том, чтобы на нашей платформе ученые узнали о самом факте исследования и его результатах, еще раз подчеркнем, до журнальной публикации. Здесь очень важен фактор скорости донесения информации о появлении новых знаний до научного сообщества (в медицине, например, это нередко бывает критично). Абстракта, как правило, достаточно для ознакомления с основной сутью исследования коллег из одной научной области, начала их общения и быстрого обмена данными. Такой подход в совокупности с функционалом нашей платформы имеет ряд преимуществ для авторов и издателей:
- исключается плагиат, так как в открытый доступ не выкладывается полный текст рукописи;
- подготовка абстракта требует существенно меньше времени, чем препринт или статья;
- в приватном чате возможно обсуждение своих работ (в том числе полнотекстовых рукописей) с коллегами и потенциальными издателями;
- гибкая система уведомлений позволяет по различным критериям автоматически получать информацию о новых абстрактах, статьях, авторах и так далее;
- статьи, находящиеся в процессе публикации, имеют возможность несколько месяцев привлекать подписчиков, которые автоматически уведомляются о выходе статей онлайн с DOI-ссылками на них;
- обеспечивается доступ к информации о новых исследованиях на одной платформе;
- становится возможной проверка существования результатов исследований до начала проведения собственных с целью экономии времени и средств на их, возможно, ненужное дублирование.
Вторая проблема. Рассмотрим ее сначала со стороны ученого. Любой исследователь старается опубликовать результаты своей научной работы в профильном журнале с наибольшим импакт-фактором (IF — Impact Factor), быстро и за наименьшую цену. Вопрос цены становится существенным, если автор публикует статью по модели Открытого доступа (OA — Open Access). В мире существует от нескольких десятков до нескольких сотен только англоязычных журналов в каждой научной области, и число их только растет. Проблема заключается в том, что автор не может подать свою рукопись на рецензию одновременно в несколько журналов, подождать, пока эти журналы вынесут решения о публикации, а затем выбрать журнал с наилучшими условиями (время рецензирования, IF, цена для OA-модели) и отказать всем остальным, отозвав рукопись. Автор, конечно, может так поступить, но в таком случае он рискует, что этот «трюк» может оказаться одноразовым: журналы, которым он отказал, с большой вероятностью не примут у него рукопись в следующий раз. Более того, почти все мало-мальски серьезные журналы в момент подачи рукописи требуют от автора выполнения определенных копирайт-требований, а именно, чтобы эта рукопись ранее нигде не публиковалась и в момент подачи не была отправлена в другие журналы.
Возникает проблема для ученого: как показать одновременно нескольким журналам результаты своих исследований с целью их публикации и выбрать наиболее оптимальные условия (время, IF, может быть, цена) без выкладывания полнотекстовой рукописи в открытый доступ (например, на серверы препринтов)?
Теперь встанем на сторону журналов. Главная задача любого научного журнала — донесение новых знаний до научного сообщества (отвлечемся от прибыли). Однако не менее важным является и повышение качества публикуемого материала. Ежедневно в каждой научной области появляется множество рукописей, готовых к публикации. Журнал знакомится с рукописью лишь после того, как она была отправлена автором в редакцию (обычно онлайн). Следовательно, сейчас журналы не могут заранее ознакомиться с информацией о новых рукописях (и даже их абстрактах), чтобы отобрать в свои издательские портфели наилучшие работы и сделать их авторам предложения о публикации. Как решить эти проблемы авторов и журналов?
Наша платформа предлагает фактически биржевую модель решения. Алгоритм действий авторов и журналов очень прост и состоит из трех шагов.
- Ученые загружают абстракты своих рукописей на наш веб-сайт. Журналы из соответствующей области науки видят абстракт и предварительно определяют значимость будущей статьи (Quick editorial decision). Если журналам недостаточно абстракта и дополнительных материалов (видео, рисунков) для того, чтобы сделать авторам публикационное предложение, то для обсуждения или представления полного текста рукописи функционал веб-сайта имеет приватный чат.
- В случае если потенциальная статья интересна журналам, они делают авторам публикационные предложения в один клик.
- Авторы выбирают оптимальный вариант (время рецензирования, IF, цена для OA-модели) и загружают свои рукописи на сайт выбранного журнала для рецензирования.
Такое решение предоставляет авторам и журналам следующие новые возможности по формуле «авторам — свободу, журналам — качество»:
- авторы могут показать результаты своих исследований одновременно нескольким профильным журналам и выбрать лучшие публикационные предложения еще до отправки рукописи в один определенный журнал;
- издателям доступны результаты новейших научных исследований для их отбора в свои издательские портфели с целью повышения качества публикаций и гибкости планирования;
- исключается desk reject: журнал сам приглашает автора для рецензии его рукописи.
Третья проблема. Если первые две проблемы связаны с рукописями, то третья касается опубликованных статей. На сегодня в мире существует гигантский объем научных знаний, опубликованный (даже исключая «хищнические / мусорные» журналы — «predatory journals») в сотнях тысяч научных журналов разных стран на национальных языках. Огромная масса этих научных исследований, подобно темной материи, недоступна мировому научному сообществу по причине языковых барьеров и рассеянности этой информации по множеству источников. В России, например, список ВАК содержит 2593 журналов, РИНЦ — более 6000, при этом индексируется всего: в Web of Science — 613, в Scopus — 679, то есть WoS/Scopus – это 10% от РИНЦ и 25% от ВАК (данные на июнь 2021 года).
Вспоминается шутка из «Законов Мерфи»: «Прогресс науки обратно пропорционален числу выходящих научных журналов». Шутка, сильно похожая на правду.
Стоит отметить, что иногда в так называемых «непереводных» журналах разных стран можно обнаружить не получившие широкой известности удивительные научные результаты, которые спустя годы заново открываются другими учеными, не подозревающими о существовании первооткрывателей. Было бы целесообразно и очень полезно, чтобы мировое научное сообщество имело возможность узнать об исследованиях, опубликованных в этой массе статей на разных языках. Доступность этих знаний существенно расширит возможности исследователей и будет способствовать развитию науки.
Как сейчас можно организовать для ученых всего мира быстрый и удобный доступ к этим знаниям в одном месте, причем так, чтобы эти знания были представлены на английском языке, то есть понятны максимальному числу ученых? Решение проблемы в большей степени находится, как всегда, в руках самих ученых и требует от них минимум времени и усилий, а мы лишь предоставляем им бесплатный инструмент — нашу платформу.
Автор статьи, опубликованной на любом языке, желающий представить свои научные результаты коллегам из других стран, должен перевести абстракт статьи на английский язык, а это требует несравненно меньше времени и средств по сравнению с переводом всей статьи, и выложить его на нашем ресурсе. Также можно выложить абстракты и англоязычных статей. Если после ознакомления с абстрактом на английском языке читателя заинтересуют детали исследования, то функционал платформы дает возможность напрямую пообщаться с авторами, запросить полный текст для перевода на любой удобный язык. В дальнейшем перевод с любого языка на любой другой можно будет сделать непосредственно на нашей платформе, доверив его самим ученым на бесплатной или платной основе, так как точный научный перевод статьи может сделать только специалист из соответствующей узкой предметной области. Точный перевод в научном мире — это пока плохо решенная задача.
Отметим интересное наблюдение: авторы, публикующиеся в «хищнических журналах», не горят желанием афишировать свои работы, что, впрочем, и понятно: не хочется показывать иностранным коллегам свою псевдо- либо лженауку, а это служит для нашего ресурса своеобразным фильтром псевдонаучного шума.
— Каковы ближайшие цели развития вашего проекта?
— В ближайшей перспективе мы будем расширять функционал нашего ресурса. Сейчас у нас в работе модули, связанные с научными конференциями, подбором рецензентов для журналов, переводом статей, аукционом ОА-рукописей и так далее.
– Уже, наверное, можно говорить о какой-то статистике, что это за цифры?
Мы стартовали совсем недавно, в начале марта, и еще нигде не рекламировались, только разослали пригласительные письма небольшому количеству ученых и журналов. Нашу платформу уже посетили около 30 тысяч ученых из 155 стран мира, абстракты загрузили из 270 различных организаций 70 стран мира. В среднем каждая рукопись получила 3,7 публикационных предложения от разных журналов. Отзывы, которые нам оставляют наши пользователи, — самые положительные: и от ученых, и от журналов.
В нашей команде всего четыре человека, и весь проект делается за счет собственных средств.
— Ваша платформа поможет разобраться с важными проблемами научных статей, но далеко не со всеми. Планируете ли вы развивать ее для решения еще каких-то сложных вопросов, связанных с публикациями?
— Этот проект является лишь малой частью того, что изначально задумано. Это первый шаг решения более масштабной и всем известной проблемы — сделать открытым доступ ко всем научным публикациям в мире. Поясним, что имеется в виду. Сейчас подавляющее большинство научных журналов предлагают две бизнес-модели публикации научных статей: 1) по платной подписке и 2) открытый доступ. В первом случае автор не платит за публикацию статьи, но тогда любой желающий может скачать ее за $30–40, во втором автор может заплатить за публикацию $500–5000 (зависит от журнала), и тогда статья выкладывается в открытый бесплатный доступ. Сегодня в мире сложилась фактически олигополия из 5–6 издательств, не будем их называть, контролирующая примерно 12 000 научных журналов и издающая 70% всех англоязычных статей в мире. Заметим также, что 95% сотрудников (авторы, рецензенты, разного рода редакторы) этого издательского бизнеса работают бесплатно, некоторым главным редакторам приплачивают университеты. Основную долю в доходе издательств составляют платные подписки для организаций: от $1млн до $10млн в год для одного университета, в среднем по университетам США и Европы около — $5млн в год. Прибыль этих издательств опубликована во многих открытых источниках и составляет в среднем 40%! Мы не собираемся здесь считать чужую прибыль, дело совсем не в этом. Дело в другом. Эти две бизнес-модели издательств породили парадоксальную проблему: университеты и научные фонды платят миллиарды дважды: первый раз когда финансируют исследования, а второй — когда платят за доступ к результатам своих же исследований. Ежегодный объем рынка издания научных статей составляет около 25–30 миллиардов долларов. Часто можно услышать, что количество публикаций с открытым доступом (модель «OA») растет и что они якобы решат эту проблему. Это совсем не так, потому что подавляющее большинство ученых не готовы оплачивать публикации ОА-статей из своих грантов (доля бюджета грантов для ОА-статей в России составляет 0,4%, на Западе — около 7%), поэтому подавляющее большинство статей до сих пор находится в платном доступе, а если расходы изначально заложены в гранты, то это опять ложится на плечи грантодателей: НИИ, университетов, фондов, и издательства в любом случае остаются при своих сверхдоходах.
В последнее десятилетие особенно остро встала проблема открытого доступа. По этому поводу сотни университетов всего мира бойкотируют различные издательства, отказываясь от их подписок, собираются конференции для обсуждения этих проблем, научное сообщество, университеты и библиотеки недовольны, создано немало всяких движений «за открытую науку» и так далее. Показательным стал случай, когда в 2019 году Калифорнийский университет (объединение из 10 университетов, 250 000 студентов и 12 000 преподавателей) отказался от подписки на журналы издательства Elsevier.
Конечно, ее ждут серьезные перемены: современные информационные технологии и новые бизнес-модели изменят ее, как это происходит сейчас в других сферах: финансах, медицине, образовании.
Я не могу здесь раскрывать все коммерческие и технические детали нашей дальнейшей работы, но нашей команде понятно, в каком направлении надо двигаться и как решать эти задачи, тем более что для этого есть все предпосылки — и технические, и психологические. Все статьи будут в открытом доступе, а то, что сейчас делается за 25 миллиардов долларов, можно будет сделать за 2,5 миллиарда, то есть в 10 раз снизить затраты для университетов при открытом доступе к статьям абсолютно для всех, а не только для подписчиков. Разница этих сумм может пойти на развитие университетов, зарплаты ученых, стипендии аспирантов и студентов, на мировую науку во всем ее многообразии.