2021-й, юбилейный для Физтеха год принес в вуз множество изменений: старт новой программы развития «Приоритет 2030», победу в конкурсе на создание исследовательского центра по ИИ в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект», открытие Физтех-школы бизнеса высоких технологий… Одним из ключевых событий для жизни МФТИ стал приход нового ректора Дмитрия Ливанова. Дмитрий Викторович известен как «человек с характером», что для людей, строящих и развивающих Физтех, всегда было нормой. В своем интервью редакция «За науку» постаралась раскрыть некоторые грани интересов и представлений нового ректора.
Вы написали книгу «Физика всего на свете». Расскажите, как вы после серьезной научной карьеры и работы на посту министра образования пришли к тому, чтобы заниматься популяризацией науки?
В детстве я с большим интересом читал журнал «Квант», и можно сказать, что именно благодаря материалам «Кванта» я заинтересовался физикой в школе и в результате выбрал физику своей профессией. Меня зацепило в журнале то, что ученые с мировыми именами, такие как Аркадий Мигдал, Пётр Капица и многие другие, писали для школьников вещи одновременно простые и интересные. И не жалели на это времени. Более того, позже я узнал, что Капица, который некоторое время был главным редактором «Кванта», раздавал задания академикам написать то или иное количество материалов в этот журнал. И даже когда в 80-х годах Пётр Леонидович отошел от этого, традиция сохранилась. С другой стороны, уже в 2000-е годы я видел, как осуществляется преподавание физики в школе, видел, какие задачи в учебниках и на ЕГЭ, и понимал, что эти задачи, как правило, оторваны от жизни и малоинтересны. Они базируются на искусственно придуманных ситуациях, системах, про какие-то грузы, висящие на веревочках, что трудно представить себе в реальной жизни. Как мне кажется, все это не развивает ни фантазию человека, ни его интерес к изучению физики как науки. С учетом всего этого я решил потратить свое время, чтобы придумать некоторый пул задач из окружающих нас явлений, которые были бы с одной стороны интересны школьникам, поскольку это то, что видит человек вокруг себя практически каждый день, а с другой — несли бы образовательную нагрузку, могли бы решаться в классах или физических кружках. Я начал с той физики, которая окружает нас в повседневной жизни, с физики природы, условно говоря: почему светит солнце, почему идет дождь или появляется радуга, что определяет движение волн в океане или воды в реках. Книга, которую я писал, получилась, по сути, сборником задач, который может взять учитель или руководитель кружка углубленного изучения физики и на этой основе вести занятия со школьниками. Во время подготовки своей книги я прочел очень много научно-популярных книг, изданий и учебников по физике и посчитал, что эта ниша на сегодняшний день недостаточно заполнена и книг, близких по логике, к той, которой я старался придерживаться, нет. Позже я написал еще пару книг, которые должны будут со временем выйти, они посвящены физике в спорте: рассмотрению законов физики в легкой атлетике, плавании, играх с мячом, альпинизме и других спортивных дисциплинах. Когда я стал активнее заниматься спортом, то понял, что здесь есть много интересных задач, которые могли бы быть объяснены с физической точки зрения на школьном уровне. Но, очевидно, сейчас в творческой работе придется сделать перерыв — она отнимает много сил и времени и с административной деятельностью практически несовместима.
Успевает (и должна ли успевать) школьная программа за передовыми открытиями в науке? Когда в выпускных классах школы будут рассказывать о квантовой механике и теории струн?
Не так просто ответить на этот вопрос. Я недавно участвовал в дискуссии на эту тему с коллегами, которые имеют отношение к преподаванию физики в школе. И одни говорили, что такое преподавание сегодня не особо интересно, потому что учитель не рассказывает о квантовом устройстве мира, черных дырах, телепортации, обо всем том, что сейчас на слуху, а другие отвечали, что это все невозможно объяснить человеку, который не изучил более простые, базовые вещи: ньютоновскую механику, законы движения, термодинамику, собственно то, что сейчас преподают в школе. Я, скорее, склоняюсь ко второй точке зрения. Несмотря на то, что космология, происхождение Вселенной или квантовые вычисления — очень популярные сегодня темы, и интерес к ним можно зародить у школьников, даже у младших школьников, которые не приступили к изучению физики, по-настоящему понять эти явления невозможно без понимания основ физики. Я думаю, что в преподавании детям физики нужен сбалансированный подход: нужно показывать маяки, рассказывать о тех открытиях, которые сегодня проходят на фронтире науки, но все же при этом школьное физическое образование должно быть классическим, уровень преподаваемого материала должен развиваться по традиционной траектории от простого к сложному. Педагогический талант учителя должен заключаться в том, чтобы об этих простых и сложных вещах рассказывать интересно. Когда нам рисуют склон, на нем кирпич, и мы приходим к рассуждениям о силе трения, то ребенку непонятно, в связи с чем появилась такая задача. А если говорить о том же склоне, но поставить на него лыжника, то получится совсем другое вовлечение ученика в решение задачи.
В своих интервью вы неоднократно говорили, что с Физтехом знакомы со школы. А каким вы увидели Физтех, когда пришли сюда ректором?
Меня очень приятно удивил уровень людей, которые работают в МФТИ. Именно интеллектуальный уровень всех, кто здесь собрался. Мне кажется, что такое количество умных людей одновременно я видел в последний раз много лет назад, когда, еще будучи молодым ученым, приезжал на научные конференции по теоретической физике, где собирались лучшие умы этой науки со всего мира. Здесь крайне высокий интеллектуальный потенциал у преподавателей, студентов, у сотрудников, которые занимаются административной работой, поскольку многие из них окончили Физтех, а значит, прошли сложный отбор, освоили очень сложную образовательную программу, а это очень закаляет и интеллектуально, и психологически. Все это формирует исключительную, уникальную атмосферу, которая царит на Физтехе.
Одним из первых ваших достижений на посту ректора МФТИ стала победа заявки института в конкурсе программы «Приоритет 2030». В стратегическом плане развития института на ближайшие 10 лет делается акцент на создание новой системы инженерного образования. Как вы считаете, технический вуз в XXI веке должен быть нацелен на подготовку будущих нобелевских лауреатов или илонов масков?
Здесь нет противоречия и не должно быть альтернативности: достижение одной цели не исключает другую. Любой современный вуз, если он претендует на то, чтобы быть университетом мирового класса, должен готовить людей с высоким уровнем интеллектуального развития и высоким потенциалом личностного роста. А уже дальше в зависимости от обстоятельств, индивидуальных особенностей и интересов конкретного человека этот потенциал может реализоваться и в науке, и в управлении, и в искусстве, и в любых иных сферах человеческой деятельности. Поэтому Физтех как в прошлом, так, я уверен, и в будущем будет выпускать и выдающихся ученых, и успешных предпринимателей.
Сила Физтеха в тесном взаимодействии с институтами РАН и индустриальными партнерами. Сегодня в МФТИ открыты базовые кафедры не только ведущих академических институтов и промышленных предприятий, но и успешных коммерческих организаций. На ваш взгляд, какие корпорации в ближайшее время откроют свои «базы» на Физтехе?
Расширение партнерских связей — очень естественный процесс: базовые организации приходят, уходят, и это совершенно нормально, потому что технологии не стоят на месте, какое-то технологическое направление активно развивается, а потом оно уходит на второй план. Если же мы говорим про базовые организации не академической направленности, а технологической, то есть коммерческие компании — естественно, что какие-то из них в определенный момент оказываются на вершине волны, добиваются успеха, и тогда мы их видим среди наших партнеров, но потом это время проходит, и кто, например, вспомнит, где сейчас Kodak или Xerox? В корпоративном мире эта динамика очень высокая, и важно, чтобы нашими партнерами были лидеры бизнеса и развития технологий на данный момент.
В год своего юбилея Физтех открыл собственную бизнес-школу, в которой делают ставку на подготовку будущих предпринимателей и управленцев в области коммерциализации технологий и научных разработок. Вас не заставило это задуматься о поступлении? Это, к слову, могло бы успокоить тех, кто не может смириться с тем, что ректор МФТИ — не физтех…
Нет, мне уже пора учиться на своих собственных ошибках, а не кем-то придуманных кейсах (смеется). В определенном возрасте человек должен приобрести способность учиться без посторонней помощи. Школа, вуз или другая образовательная организация — это место, где человеку помогают учиться. Мне кажется, что я уже в том состоянии, где мне помощь не нужна, я учусь сам. Те жизненные ситуации, в которые я попадаю, независимо от того, связаны они с моей профессиональной деятельностью или это административная работа, или даже спорт, дают мне уроки. Ведь любая система образования — это всего лишь система искусственного моделирования, такая тренировочная площадка для подготовки человека к встрече в реальной жизни с подобными ситуациями и принятию в них правильных решений.
Ну, а то, что я не физтех, уже не изменить. Но я надеюсь, что спустя определенное время я смогу сделаться частью этого уникального сообщества и стать своим для физтехов.
И в завершение интервью позвольте короткий блиц.
Чай или кофе?
Кофе
Театр или альпинизм?
Альпинизм
Английский или итальянский?
Английский
Собака Павлова или кот Шредингера?
Конечно, кот Шредингера
И последний вопрос. Если бы вы встретили Петра Капицу, что бы вы ему сказали?
Здравствуйте, Пётр Леонидович, спасибо за Физтех!