Как поступить на Физтех? Этим вопросом задаются тысячи школьников и студентов по всей России. Один из способов попасть в лучший технический вуз страны – стать призером Всероссийской олимпиады «Я – профессионал». Этим шансом воспользовался выпускник Алферовского университета, а ныне магистрант ЛФИ Артем Кузьмичев. В своем интервью он размышляет о том, чем надо руководствоваться при выборе работы и сможет ли Россия достичь квантового превосходства.
Почему именно Физтех?
Когда я заканчивал бакалавриат по теоретической физике в Алферовском университете, я уже сформировал определенное видение того, как могу продолжить свое развитие. Мой бэкграунд и победы в олимпиадах позволяли выбирать из достаточно большого числа вариантов магистерских программ, что было, признаюсь, непросто.
В итоге я принял решение присоединиться к исследованиям на одной из базовых кафедр Физтеха — к научной группе «Квантовые информационные технологии» Российского квантового центра, так как интересовался тематикой квантовых вычислений и научным программированием. А еще мне очень понравились офис и территория РКЦ!
Отмечая плюсы программы, я бы упомянул возможность сразу приступить к науке, трудоустройство в штат РКЦ, очень гибкий рабочий график, небольшую учебную загрузку (один-два дня в неделю), а также англоязычность значительной доли читаемых курсов.
В какой области наиболее эффективно применяется ваш потенциал сейчас? Что мотивирует в работе?
На своей должности в Российском квантовом центре я пишу алгоритмы для квантового компьютера. Моя роль требует наличия сильного бэкграунда в квантовой механике, математике и IT, а иногда еще и знания химии, биологии и финансов. Междисциплинарность — это именно то, что привлекает меня и мотивирует на успех. Кроме того, будучи кодером, я могу заниматься любимой наукой когда захочу, даже ночью. Особенно часто такое случается во время дедлайнов!
Более того, я занимаюсь репетиторством и, как мне кажется, отлично себя раскрыл в этой сфере. Я преподаю высшую математику, физику и программирование для студентов и школьников. Этот опыт помогает мне всегда держать ум в тонусе. Кроме того, с каждым новым объяснением другому человеку я все глубже и шире понимаю уже знакомую мне тему. Иногда даже «потребности рынка» становятся мотиватором для тщательного повторения или изучения нового.
Как видите дальше свое развитие?
В ближайшее время я собираюсь развивать свой стартап-проект, который начал в команде с другими студентами МФТИ. У нас уже есть сайт с задачками, который мы хотим улучшить до полноценного сервиса для подготовки к олимпиадам. Планируется использовать автоматизацию процесса подготовки контента и адаптацию его под индивидуальные траектории обучающихся.
Что касается науки — мы не экспериментаторы, и пока Python3 не запретили в России. Так что будем работать! Впереди еще год магистратуры, публикации и диплом, это я знаю точно. А дальше пока не решусь строить глобальные планы.
Что думаете о российской науке, которой вы занимаетесь? Какие перспективы есть, на ваш взгляд?
Что касается квантового железа — непосредственно квантовых компьютеров, характеристик их кубитов — Россия втянулась в мировую гонку, хоть и занимает далеко не первые позиции. Но, как мы знаем, именно отсутствие «обременительного наследия» позволило России обогнать всех по части цифровизации банковского обслуживания, в то время как в Америке продолжали выписывать и обналичивать чеки. Хочется верить, что нечто подобное произойдет и в квантовых технологиях. Успеха достигнет не тот, кто соберет 100 000 кубитов, а тот, кто на небольшом числе шумных кубитов придумает способ достичь квантового превосходства.