ПТСР, или посттравматическое стрессовое расстройство, — это распространенное заболевание нервной системы с острой социальной значимостью. Между тем стандартные методы лечения (психофармакологические препараты и психотерапия) не дают эффекта у почти 40 % людей с ПТСР. Поэтому особое значение приобретают немедикаментозные методы их реабилитации, стимулирующие индивидуальную адаптацию и интеграцию движений и ощущений. Например, терапия на основе нейробиоуправления. В журнале «Физиология человека» вышла новая статья коллектива российских ученых, которая посвящена оптимизации подхода для лечения ПТСР.
Психические расстройства того или иного рода широко распространены, однако, несмотря на усилия исследователей и врачей успешно лечить их удается не всегда. Среди них выделяется ПТСР, которое затрагивает значительную часть населения Земли в трудоспособном возрасте. Такой диагноз, в частности, в среднем получает каждый пятый ветеран боевых действий. Болезнь сильно снижает качество жизни пациентов и членов их семей, а также представляет собой серьезное социально-экономическое бремя. Ежегодные затраты, связанные с ПТСР, согласно оценкам варьируют 4 до 6,2 миллиарда долларов, что делает заболевание глобальной проблемой здравоохранения.
Несмотря на быстрое развитие психофармакологии — то есть создание лекарственных средств, используемых для лечения психических расстройств, — при ПТСР они работают далеко не всегда. К сожалению, то же можно сказать и о психотерапии. Поэтому актуальны альтернативные подходы терапии, учитывающие специфику патологии и рассматривающие человека как целостную систему. Они воздействуют на нейронные механизмы сенсомоторной интеграции — слаженного взаимодействия компонентов нервной системы, которые отвечают за ощущения и двигательный ответ на них.
Такие методы стимулируют адаптацию человека, повышают его работоспособность и стрессоустойчивость. В основе лежат технологии типа «мозг-компьютер-интерфейс» (по-английски brain-computer-interface, BCI) и биоуправления, или нейробиоуправления (biofeedback). Авторы статьи сосредоточились на вторых методах, продолжив свою серию работ по тематике, однако на сей раз применительно к ПТСР.
Нейробиоуправление обеспечивает обратную связь человека с функционированием его внутренних органов: мозга, сердца, мышц и других. Такое «взаимодействие с самим собой» учит человека лучше контролировать свои физиологические процессы, эмоции и поведение. Между тем именно регулирующие и интегративные функции сильно страдают при ПТСР.
Основной вопрос, который освещен в статье, — подбор оптимальных мишеней для тренинга биоуправления. Доступен широкий круг методов их регистрации: с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ); описывающей электрическую активность мышц электромиографии (ЭМГ); оценивающей способность держать равновесие и связанные энергозатраты стабилометрии, а также психологические показатели.
Каждую из методик авторы обсудили отдельно, отметив сильные и слабые стороны. Для этого они использовали анализ литературы по тематике и собственный опыт исследователей. Поскольку решение проблемы требует комплексного и междисциплинарного подхода, авторами обзора стали ученые с разными специальностями.
Ранее они проводили эксперименты на испытуемых, которые решали двойные задачи — сочетающие в себе когнитивные и двигательные. В них участвовали люди, которым необходим высокий уровень координации и автоматизации движений, — профессиональные спортсмены и музыканты. Их сравнение с пациентами с ПТСР — моделью нарушения сенсомоторной интеграции, — позволило сделать ряд важных выводов.
«Трудность помощи при ПТСР заключается в том, что это патология имеет двойственные, противоположные по знаку симптомы: гиперактивация и гиперзаторможенность. Поэтому перед реабилитацией пациента необходимо описать его индивидуально определяемый психофизиологический профиль. Нами установлено, что к наиболее доступным и информативным показателям оптимального функционирования относятся: повышение мощности ЭЭГ в индивидуально определенном высокочастотном альфа-поддиапазоне, снижение скорости колебания тела и энергозатрат для поддержания вертикальной позы и уменьшение электромиографической активности мышц, не задействованных в решении двигательно-когнитивных двойных задач», — подытожила первый автор статьи Ольга Базанова, профессор Учебно-научного центра гуманитарных и социальных наук МФТИ, доцент механико-математического факультета НГУ и главный научный сотрудник НИИ молекулярной биологии и биофизики ФИЦ Фундаментальной и трансляционной медицины (Новосибирск).
3