Экспедиции — основа практически любого исследования области наук о Земле. Натурные измерения и образцы нужны для мониторинга окружающей среды, разработки и проверки теорий. Сами экспедиции — дело дорогое, поэтому пробиться в рейс неопытному студенту нелегко. Как добиться своего, рассказываем в нашем материале.
По рельсам
Самый простой способ попасть в экспедицию — стать сотрудником лаборатории или кафедры, для которого измерения «в поле» будут частью рабочего процесса. На Физтехе такие возможности есть на кафедре термогидромеханики океана, сотрудничающей с Институтом океанологии им. П. П. Ширшова РАН и Институтом физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН, а также в лаборатории геофизических исследований Арктики и континентальных окраин Мирового океана, работающей с тем же Институтом океанологии. Студенты этих кафедр регулярно участвуют в морских экспедициях, в основном — в Балтийском и Черном морях, а также Северном Ледовитом океане.
Если решите воспользоваться таким подходом, все просто: работайте усердно, занимайтесь исследованиями, требующими натурных наблюдений, открыто заявляйте о своем желании отправиться в рейс, и рано или поздно все получится.
Школы для молодых ученых
Второй способ — участие в школах для молодых ученых, или, как часто их называют, летних школах. Это что-то между конференцией и коротким образовательным курсом, проходящим на корабле вместе с настоящей экспедицией или на базе научно-исследовательской станции параллельно с реальными научными работами.
Школы молодых ученых проводятся, чтобы помочь студентам углубить свои знания по конкретной теме, соприкоснуться с объектами исследований и поработать «в поле». Они длятся от нескольких дней до нескольких недель, имеют лекционную и практическую программы и заканчиваются защитой небольших проектов, подготовленных участниками за время школы под руководством действующих ученых.
Совет
Как правило, отбор в летние школы ведется на конкурсной основе. В заявке обязательно объясните, почему именно вас должны включить в список участников. Тут помогут неподдельный интерес к объекту исследований, хорошее резюме и рекомендации. Кстати, чем моложе потенциальный участник, тем меньше с него спрос, поэтому студенту бакалавриата или магистратуры пробиться на школу проще, чем аспиранту. От последних ждут списка публикаций, выступлений на конференциях и уже достигнутых реальных результатов. От первых — разве что эрудиции и «огня» в глазах.
Хороший пример школы молодых ученых, проходящей в организациях-партнерах Физтеха, — Плавучий университет ИО РАН. Это программа подготовки молодых экспедиционных кадров на базе института, которая проводит для всех заинтересованных студентов лекции и практические занятия. Первый — лекционный — этап школы проходит весной. Организаторы стараются отправить активных участников занятий на прибрежную и морскую практику от Института океанологии и помогают найти лабораторию для начала карьеры в науке.
Стажировки
Если постоянная работа в лаборатории вам не подходит или на вас вечно не хватает мест в экспедициях для сотрудников, можно попытаться устроиться на стажировку. По сравнению с работой в лаборатории, стажировка — это краткосрочная история с заявленными ожиданиями как со стороны студента, так и со стороны принимающего научного коллектива.
Поскольку сильным научным группам ни к чему репутационные потери, стажеров тщательно отбирают. Чтобы вас взяли, придется предоставить резюме и пройти одно или несколько собеседований. На этом этапе важно доказать будущему руководству, что вы окажетесь полезны, а также озвучить свое желание заниматься в том числе и экспедиционной работой.
Обычно предпочтения стажера хотя бы частично учитываются — все понимают, как важно для молодого исследователя испытывать интерес и удовольствие во время работы. Добавим, что со стажировками работает тот же принцип, что и с летними школами: чем моложе кандидат, тем ниже ожидания от него и тем проще получить место.
Полевые практики
Некоторые научные центры и лаборатории проводят профильные полевые практики. Это что-то вроде летней школы, но с акцентом на экспедиционные работы: забор проб, работу с приборами в реальных условиях, участие в измерениях и первичной обработке данных.
Каждая полевая практика имеет свою специфику и довольно узкую тематику. На Физтехе их организует лаборатория молекулярной генетики для студентов биологического направления на Белом море. В мероприятиях участвуют студенты не только МФТИ, но и партнерских вузов. Программа состоит из измерений, лекций ведущих ученых и научных мини-проектов, так что практика может быть вписана в диплом как дополнительная дисциплина.
Волонтерские программы
С одной стороны, это «последняя надежда» для тех, у кого не получилось добиться желаемого ни одним из вышеперечисленных способов. С другой стороны, волонтерство в экспедициях — это тот случай, когда вы, как Портос, участвуете в проекте просто чтобы в нем участвовать, а значит, и спрос с вас небольшой.
Главная отрицательная черта такого подхода состоит в том, что найти экспедицию по нужному профилю крайне сложно. Скорее всего в итоге она будет непрофильной, а работа — простой, не требующей каких-то особых знаний и навыков. Из плюсов — практически полное отсутствие отбора, который обычно сводится к «проверке на адекватность», а не выбору по профессиональным достижениям.
Волонтерские позиции часто встречаются в археологических и экологических экспедициях, когда нужно организовать раскопки или сбор мусора на большой площади. Места для волонтеров в морских экспедициях — это скорее мечта, чем реальность, поскольку каждый день человека на борту стоит дорого.
Когда добились своего
Предположим, вы наконец-то добились своего и получили подтверждение заявки. Знаете дату начала заветной экспедиции, ее маршрут, задачи. Что дальше?
Во-первых, внимательно читайте рассылки для участников и не стесняйтесь задавать организаторам вопросы, какими бы нелепыми последние ни казались. До того, как вы уйдете в море на борту корабля или отправитесь вдаль от цивилизации, важно собрать все необходимое. Когда экспедиция начнется, возможности съездить в магазин, что-то купить, скачать или одолжить у друзей не будет. На снаряжении лучше не экономить — подходящая одежда и удобная обувь должны быть с вами. Они — часть требований безопасности, которые соблюдать обязательно.
Во-вторых, помните, что экспедиция — это стрессовая ситуация для вас и каждого человека вокруг. Учитывайте это как во время рейса, так и после него. Вы будете ограничены в перемещении и общении — с корабля, острова или из дремучей тайги не сбежать домой на денек от надоевшего коллеги. Кроме того, экспедиции часто проходят в удаленных регионах, где есть проблемы со связью, а значит, возникнет недостаток общения с близкими.
В-третьих, экспедиции — это физически тяжело. Кто-то не привык к пешим походам, кто-то — к жизни в палаточном лагере, кто-то — к постоянной качке на корабле. Все это потенциальный дискомфорт, а значит, усиление стресса.
Вы будете жить в необычной обстановке, которая со временем станет привычной. По возвращении придется привыкать обратно — считается, что человек «выходит» из экспедиционного режима за промежуток времени, в 1,5 раза больший, чем сама экспедиция.
Так или иначе экспедиция — это сложный, но интересный и уникальный опыт. Кого-то он вдохновляет усерднее заниматься наукой, кому-то помогает определиться с направлением работы в будущем, но в любом случае остается в памяти как яркое приключение. Берегите себя и удачи!