Иван и Наталья Завьяловы — лаборатория моделирования механических систем и процессов МФТИ
Наталья: Мы с Иваном познакомились в общежитии МФТИ. Мой папа учился на ФАКИ, всю свою жизнь занимался физикой и очень хотел, чтобы я не только поступила на Физтех, но и окончила именно ФАКИ. Учиться у нас трудно, и девочек было немного — максимум три на группу, а в некоторых были одни мальчики. Конечно, и мне сначала было очень тяжело, но родители со мной занимались и при подготовке к поступлению, и на первом курсе. Каждые выходные мы всей семьей решали задачи по математическому анализу и аналитической геометрии.
Иван: Мой путь на Физтех был не столь прямолинеен. Мой отец был главным инженером на заводе «Парус», который создавал систему управления для атомных подводных лодок. Он хорошо разбирался и в физике, и в математике, учил нас с братом. Наша семья родом из Санкт-Петербурга. Прапрадед, выкупившись из крепостных, стал работать в железнодорожном транспорте практически с начала его становления и дослужился до золотых швейцарских часов от императора, по которым сверял расписание поездов. Эти часы до сих пор передаются из поколения в поколение как семейная реликвия. Конечно, отец хотел, чтобы мы учились в Северной столице и продолжили семейные традиции, которые в свое время он сам нарушил, открыв для себя кораблестроение. В итоге мой старший брат окончил вуз в Петербурге и стал программистом, а я, любивший точные науки, не жалуя русский язык, поступил на Физтех, так как там не надо было его сдавать. Это был доминирующий фактор, который определил мою дальнейшую жизнь.
Наталья: Наука — это особый мир, в котором живут близкие по духу и мировоззрению люди, и мне повезло вдвойне: я нашла на Физтехе не только интересную работу, которой с благодарностью можно посвятить всю жизнь, но и семью. Мы были с разных курсов, я моложе на год, но работать начали почти одновременно и в одной лаборатории физики неравновесных систем. В то время, в начале 2000-х годов, наука стала возрождаться. Мы активно работали над заказами, которые были нацелены на конкретный высокий результат для крупных заказчиков, таких как Boeing и Siemens. Работать было сложно, но интересно. Затем я перевелась на кафедру вычислительной математики и защитила диссертацию, а Ваня пошел на кафедру прикладной механики МФТИ. Затем нам снова повезло: мы начали работать над одним масштабным проектом по моделированию систем охлаждения для космического транспортно-энергетического модуля. Сейчас спутники на орбите получают только солнечную энергию, но ее недостаточно, и российские ученые приступили к разработке специального модуля, который будет выведен в космос для преобразования ядерной энергии в электричество. Наша лаборатория занималась системой охлаждения.
Мы трудились над несколькими проектами моделирования и пришли к созданию отдельной лаборатории моделирования механических систем и процессов, где сейчас и работаем.
Конечно, мы живем не одной работой. У нас трое детей, двое учатся в Физтех-лицее. Ивану 14 лет, Борису 12, а младшему, Сергею, 3 года. Готовим футбольную команду для ФАКИ! Наши дети уже увлечены наукой. Иван изучает программирование и сам написал полноценную компьютерную игру, он хочет развиваться в программировании дальше. Борис занимается математикой и активно участвует в разных соревнованиях — математических боях. Школьные команды решают задачи, захватывают территории и разрабатывают стратегии — это увлекательный и динамичный научный квест, который интереснее наших обычных учебных соревнований. В этом году команда Физтех-лицея заняла первое место в Московской области.
Иван: Мы надеемся, что наши дети продолжат семейную традицию обучения на Физтехе, но в любом случае выбор за ними. Стараемся, чтобы они по возможности получили расширенное образование. Ни математика, ни информатика не могут существовать сами по себе. В любом проекте на стыке наук много нюансов и вводных, и чтобы его охватить, надо разбираться не в одной области.
Наталья: Для моделирования гораздо удобней, чтобы специалист мог выйти за пределы своей специализации и оценить, насколько адекватный получился результат в целом и чего не хватает для решения задач. При перекрытии областей ученым нужно искать общий язык. Например, в начале проекта даже мы, математики, сложно находили общий язык с физиками. Физики мыслят более глобально и могут константы выдать в другой системе единиц, предполагая, что программисты возьмут нужные числа, при этом им понятны закономерности процесса. А расчеты падают, потому что для математиков нужны входные данные и четкий результат с точностью до определенного числа знаков после запятой для сравнения и сопоставления величин. Различается даже процесс обучения, но математика, все-таки — базис для всех точных наук.
5