На первый взгляд кажется, что времена туристических походов без кондиционеров и сотовой связи ушли без следа, и уже не привлекает молодежь суровая романтика Севера, но это только на первый. Современные путешествия могут быть не только познавательными, но созидательными — например, с целью сохранения природы. Представляем вам рассказ от первого лица об участии в экспедициях в далекую и суровую Арктику. Знакомьтесь — Алексей Гончаров, студент Физтех-школы радиотехники и компьютерных технологий, руководитель молодежной организации ШАНС.
Обычный московский парень
Мое знакомство с Арктикой началось в 2016 году — на первом курсе МФТИ. Я случайно попал в организацию «Зеленая Арктика» и стал участником волонтерской экспедиции на остров Белый (ЯНАО). В то время я мечтал о путешествиях в самые далекие и дикие уголки нашей страны — хотел увидеть первозданную природу, бескрайний и суровый океан, ощутить одинокий простор Севера. Но я даже не представлял, что меня ждет.
Кроме меня, в команде были одни «старички», которые уже несколько раз ездили в экспедиции. Планировалось, что мы ударными темпами завершим очистку острова Белый. Представьте, первокурсник, обычный московский парень попадает на необитаемый остров в Арктике, а рядом с ним полярный брат, который машет топором и таскает рюкзак размером больше себя.
Всего нас было двадцать человек и среди них преподаватель из Губкинского университета (PhD), писатель, боксер из Воркуты, который играл на скрипке, два мастера спорта по боксу, парень из Израиля, бывший наш соотечественник и обязательное условие — два спасателя.
Были и совершенно необычные личности, путешественник Егор — мы с ним довольно хорошо дружим и сейчас — объездил мир автостопом. Он родом из Казани и учился в авиационном институте, потом работал в IKEA, и, как говорится: «В один день я сел в автобус и проехал остановку моей работы и поехал дальше на трассу. Поймал машину и уже через день был в Казахстане». Потом он оказался в Рязани и поехал в Индию —добирался около полгода, но это была далеко не конечная остановка, он двинулся дальше и в Мьянме познакомился с премьер-министром – совершенно случайно. Но у него была цель: найти себя в Индии, но пока проходил свой путь, нашел себя в самом путешествии.
По-спартански
Наша задача была проста и понятна: очистить остров от загрязнений советской эпохи. Как любил выражаться наш руководитель, «в Советском Союзе шел локомотив прогресса, не замечая ничего со стороны». Мы собирали и складировали промышленный мусор, а затем специальная техника увозила груз на берег — на переработку. Это тяжелая работа, и ей ранее никто не занимался. Но сейчас, благодаря волонтерским отрядам, остров полностью очистили от мусора.
Подобные экспедиции проходят каждый год в две-три смены по 20 человек. Конечная цель — подготовить острова Белый и Вилькицкого в Карском море для организации научно-исследовательских станций. Это довольно масштабный проект, в нем участвуют Ямало-Ненецкий автономный округ и Российский центр освоения Арктики.
До Салехарда из Москвы на самолете лететь недолго: около трех часов, затем перегружаемся в вертолет — и часов через 6–7 на месте. На острове — заброшенная военная часть, завод и гидрометеорологическая станция. В 1990-е все закрылось, кроме метеостанции, а производственный мусор остался. Остановились в казарме. Это деревянный барак с двумя буржуйками и кухней. В качестве удобств баня и самодельный туалет в пристройке. На Севере яму не выкапывают, как на даче, — ставится двухсотлитровая бочка, и самое страшное — менять этот картридж, обычно раз в две экспедиции. Здесь все равны — тянем соломинку. Баня была лучшим местом для согревания, но топили «по-черному» примерно через день из-за того, что погода очень переменчива, и ветер просто задувал дым обратно в баню.
Обед по расписанию
Экспедиции проходят летом, в это время температура для Арктики теплая, 2–3 градуса. Для работы нам предоставляли робу — черный комбинезон, который за два-три дня превращался в коричневый. У нас у всех было термобелье, и до этого я даже не представлял, как мужчина может носить колготки, но в Арктике все зашло!
В основном мы зачищали остатки: вечная мерзлота выдавливала старые фундаменты, и мы разбирали сваи, бревна метров пять длиной, толщиной сантиметров пятьдесят, добротная древесина. Распорядок дня был простой. Подъем проходил в 7:30 либо в 8:00 утра. Потом завтрак. И где-то в 9:00 мы «выходили в поле». Часа через полтора-два у нас был перерыв на чай с шоколадкой. 15 минут — и дальше работать. Потом обед, его готовил повар с метеостанции, а затем час отдыха и обратно в поле. Через два часа долгожданная шоколадка и снова за работу до шести-семи часов вечера. Ужин, а дальше свободное время.
Некоторые ребята посвящали свое вечернее время тому, чтобы погулять по острову, посмотреть на медведей. У меня энтузиазм закончился на третий день, интересовал только сон.
Вечность и маяк
Остров в Арктике — это плавучая тундра, большая куча чернозёма, наводнённая водой -ходишь как по болоту, тине, можно и провалиться по щиколотку, поэтому передвигались по трапикам — деревянный настил. Мерзлота находится на глубине от полуметра – до полутора, а над ней плавучая тина.
Помимо волонтеров на острове живут только трое метеорологов, две собаки и куча белых медведей с моржами. Очень редко заплывала рыба на удочку, были мышки-полёвки, определённый вид, который по легенде сохранился ещё со времен динозавров.
Погода в Арктике очень переменчивая. Можно выйти с утра — светит солнце, через полчаса дождь, который сменяется снегом, затем снова солнце и опять дождь, а потом радуга в несколько кругов — радуга в радуге, и отражение в тундре. Самую большую радугу мы наблюдали со старого маяка, который стоял острове Вилькицком, высотой метров 50, один из последних сохранившихся. Волонтеры его отремонтировали, подключили и сделали внутри небольшой музей. Представьте, на необитаемом острове в далекой Арктике светит старый маяк.
Белые медведи
Медведи очень любопытные. Им все интересно. И к людям они подходят спокойно, не боятся. Если медведь где-нибудь найдет еду, то не уйдет из «хлебного» места. Ребята как-то раз зарыли гнилую капусту, медведи учуяли запах еды и потом целую неделю приходили за деликатесами.
Как-то мы ходили на прогулку в дальнюю точку острова, вдоль береговой линии, и не сразу заметили, что две наши собаки вдруг убежали куда-то вверх, а мы немножко расслабились и расползлись — ходим, фотографируемся. И тут до нас дошло: собак нет, скорее всего, медведь!
Берег в этом месте был крутой, метра три-четыре над нами, а там тина, ничего не видно. И тут сверху, со склона летит медведь! У меня возникло ощущение, что на нас со всей скоростью несется квадроцикл. Мы все в единой боевой кучке кинулись на верхушку берега и видим — за медведем ныряет медведица. Это собаки согнали медвежонка с медведицей с нашего пути. И здесь необходимо помнить правило — ни в коем случае не вставать на пути хищника к воде. Медведь плохо видит, и у каждого волонтера есть две ракетницы, которые в данном случае необходимо зажечь и поднять над головой — медведь думает, что это большое существо, и отступает. Но если встать между медведем и водой, то он просто снесет человека как препятствие к отступлению. Однако медведей, которые живут недалеко от людей, ракетницей не напугаешь. Я сам наблюдал, как медведицу хотели отпугнуть выстрелом — она просто подошла, загасила огонек лапой и пошла дальше.
Полярный брат
После первой экспедиции у меня перевернулось мировоззрение о том, что на самом деле есть Арктика. Я загорелся желанием вернуться и после третьего курса снова поехал, но уже на остров Вилькицкого! Это была совсем другая история: если в первой экспедиции меня называли «Ботаник» и как молодого студента ни во что не ставили, то во второй я уже был опытный боец — полярный брат — и славился тем, что хорошо умею топить печь. «Полярное братство» — это негласное общество полярников, которые побывали в экспедициях. Это необычайно тесная связь, с большинством я много общаюсь и сейчас, у нас схожие интересы: мы все занимаемся Арктикой, и эти ребята готовы прийти на выручку в любое время.
Остров Вилькицкого
Во второй раз я поехал в Арктику в 2018 году на необитаемый остров Вилькицкого. Мы были практически в первых рядах — налаживали быт. На острове стояла небольшая бытовка, в которой раньше жили метеорологи. На вертолёте забрасывали сухие пайки и минимум простой еды, а буржуйку волонтеры привезли с собой.
Самые первые экспедиции на острове собирали бочки и мусор. А нам повезло — подкинули трактор. За тракториста был руководитель Российского центра освоения Арктики и нашей экспедиции — Андрей Умников. Главная задача нашей экспедиции – собирать и вывозить двухсотлитровые бочки. Для меня это было в новинку, потому что на Белом острове мы были в завершающих экспедициях и крупного мусора практически не осталось. Но здесь прилетаешь и тебе говорят: «Смотри, вот двухсотлитровая бочка, вот тебе волонтер в помощь, идем грузить!». Я говорю: «В смысле?» — а через два-три дня понятно! На двухсотлитровую бочку двух волонтёров достаточно. А если с песком, то четыре.
В какой-то момент у нас сложилась небольшая команда из тех ребят, которые уже были на этом острове. Нас было пятеро, и мы владели отработанной схемой вытаскивания бочки из песка. В распоряжении два троса – к сожалению разной длины. У трактора две дырки – слева и справа от ковша. На них накидывались крюки, а второй трос – как лассо. Два человека ломами отгибали немного бочки, а затем два других набрасывали лассо на бочки и дальше трактор стягивал сразу две бочки. Снимаем крюки и петлю и дальше на тракторе грузим эту бочку по возможности вертикально. На ковш трактора мы приноровились ставить сразу две бочки. Складировали в зависимости от того, что это – если ГСМ (горюче-смазочные материалы) на одной площадке, а пустые и с песком на второй. И так мы очистили всю береговую линию, оставив высокие пирамидки из железных бочек.
Шанс
После возвращения у меня появилось желание поделиться своими эмоциями и рассказать физтехам об Арктике и волонтерском движении. Так появился наш студенческий штурмовой отряд «Шанс на Арктику». Сначала мы занимались волонтерскими проектам, а сейчас появились и образовательные: мы организовали курс лекций для студентов «Арктическая среда», примкнули к магистерским программам, провели Летнюю арктическую школу в Архангельске.
Конечно, у нас есть и амбициозные планы сделать «плавучий» университет — отправить студентов непосредственно в рейс на корабле на 35 суток в Арктику. Все упирается в финансирование, но мы ищем пути решения!
2